Абылай-хан следил за развитием Шаганского сражения. Обращаясь к Кабанбаю после боя, Абылай сказал: «Батыр! Ты – мой разящий без промаха меч. Ты сегодня обрел славу. С этого дня твое имя Кабанбай станет еще одним призывным кличем казахов в борьбе с врагом. А я дарую тебе новое имя – Дарабоз (бесподобный, первый) и назначаю главным полководцем!».
Настоящий батыр, сын степей, защитник Родины. Тот, кто готов отдать жизнь за свой народ. Их имена навечно останутся в памяти казахстанцев.
Одним из таких является КабанбайКожакулулы– казахский батыр, один из руководителей борьбы против джунгарских завоевателей и полководец казахского ополчения в XVIII веке. Еще при жизни имя его было овеяно славой. О подвигах Кабанбай батыра ходили легенды, вещие певцы слагали о нем предания, арнау, поэмы, толгау. Народ считал его непобедимым.
Кабанбай происходил из ветви «Байжигит» рода «Каракерей» племени «Найман». Родился он в семье батыра Кожакула, который дал ему при рождении имя Ерасыл, что означает Драгоценное мужество. А уж народ и сподвижники дали ему прозвище Избасар – Следующий геройским путем отца. Затем его сменили на Нарбалу – молодой атлет, наделенный силой верблюда. Нарбала своим чередом превратился в Дарабоза – первого среди равных. И, наконец, Дарабоз стал Кабаном – Тревожащим беспрестанно врага. А уже это прозвище было узаконено в широко известное имя Кабанбай, которое стало грозным кличем, символом национальноосвободительной борьбы казахов, возглавленной батыром.
В 7 лет он потерял отца, а в 16 лет старшего брата Есенбая, которые стали жертвами джунгаро-казахских войн. А народный гнев, как известно, всегда вырастает из личных драм. Чтобы отомстить за смерть брата, юноша проник в стан врага и убил джунгарского батыра по имени Арсалан. Так он встал в ряды бойцов с иноземными поработителями. Выросший в военно-аристократической среде, Кабанбай отлично знал тактику ведения боевых действий, был мастером рукопашного боя. Это помогло ему быстро завоевать себе авторитет. В сражениях юноша показывал исключительную стойкость и храбрость, и сделал на военном поприще великолепную карьеру.
Начинал рядовым воином. Был замечен, и выдвинут в жузбасы – командиры отряда из сотни бойцов. Через некоторое время отважному жузбасы доверили полк. А вскоре доблестный мынбасы стал и туменбасы – начальником крупных воинских соединений. Но даровитого военачальника интересовала отнюдь не карьера. Вступив в боевые действия с ненавистным врагов, движимый жаждой мести за убитых родственников, отомстив, он стал думать об освобождении своего народа, страдающего и гибнущего под джунгарским игом.
Пламенная любовь к отчизне и желание оборонять ее от иноземных захватчиков в соединении с дарованиями бойца и военачальника породили крупнейшего полководца казахов за всю многовековую историю.
Кабанбай встал во главе казахской национально-освободительной армии. Вместе с Богенбаем, Жанибеком, Отегеном и другими батырами он руководил отрядами казахского ополчения. В 1723 году – в год великого бедствия — его назначают начальником обороны священной столицы Казахского ханства – Туркестана.
В 1726 году Кабанбай со своими соединениями выигрывает Булантинское, а 1728 году — Шубартенизское сражения. В 1729 году казахское ополчение под предводительством батыров Кабанбая, Богенбая и Райымбека триумфально выиграли Аныракайскую битву. С 1730 по 1740 годы Кабанбай батыром были выиграны еще три сражения Илийское (1730), Шаганское (1735) и Шоргинское (1741). В Шаганском сражении на ШынгыстауКабанбай батыр поднял в атаку казахское войско, за что был назван Абылай ханом Дарабозом – первым среди равных. Эти вехи дают наглядное представление о том, сколь велико было временное и пространственное измерение подвигов Кабанбай батыра. Он гнал захватчиков от стен Туркестана до Алтайских пределов, и понадобилось ему на эту цепь беспрерывных битв свыше сорока лет, так силен был враг. Боевым соратником батыра была его жена Гаухар, знаменитая воительница, сестра батыра Малайсары. Ее знала вся степь. О ней слагали песни. Убив предателя, она спасла казахское войско от верной гибели, предупредила о джунгарах. Она стала верной подругой батыра Кабанбая и участвовала вместе с мужем в нескольких сражениях. Во главе казахских отрядов Кабанбай освобождал от джунгаров города Сайрам, Ташкент, территорию Восточного Казахстана. Большую часть жизни Кабанбай-батыр провел в седле. За это время принял участие в 103 сражениях за освобождение от врагов родной земли и ни в одном из них не проиграл. А в жестоких поединках победил 54 противника. Отличался необыкновенной физической силой, согласно легенде, поднимал на плечах лошадь.
Кроме боевых походов, Кабанбай батыр участвовал и в делах мирных, к примеру, в организации казахско-китайской торговли. А в 1745 году был одним из казахских биев, которые выразили желание присоединиться к России, и вышли с такой просьбой к царскому правительству, заверив Россию в своей поддержке в ее борьбе против джунгар.
В середине XVIII века, в результате усиления борьбы за власть, Барак султан убил хана Младшего жузаАбулхаира. Кабанбай батыр, обвинив Барак султана в содеянном, выступил против его попытки сближения с джунгарским ханством. Таким образом, Кабанбай батыр имел влияние на внутреннюю жизнь не только Среднего жуза, но время от времени принимал участие в исторических событиях, происходивших в Младшем жузе.
С обретением республикой суверенитета, в 1991 году Казахстан широко отметил трехсотлетие со дня рождения выдающегося государственного, политического и военного деятеля восемнадцатого столетия Кабанбая. Были проведены сотни мероприятий, в том числе несколько научных конференций, а также торжественные празднования в Талдыкорганской, Семипалатинской, Восточно-Казахстанской областях. Достойным завершением года явилось переименование одной из центральных улиц города Алматы именем КаракереяКабанбая.
Имя Кабанбая сохранилось в народной памяти. В городах Алматы, Семипалатинске, Усть-Каменогорске, Талдыкоргане и во многих районах именем Кабанбая названы улицы. Ему установлены монументальные памятники в Астане, в Ушарале, в Талдыкоргане, в Шымкенте, в Уржаре Восточно-Казахстанской области. В парке Киикты на площади Атакой Бахыркойского района в Стамбуле установлен памятник по проекту азербайджанского скульптора Руги. Во время торжественного открытия памятника нашему знаменитому предку объявили решение о переименовании парка Киикты города Стамбула в Казахский парк. В народе о батыре сохранилось много дастанов, поэм; написаны специальные исследования. Жизнь и героизм Кабанбая воспели Бухаржырау, Актамберды, Умбетбай, Дулат и другие акыны. В национальной академии наук Казахской республики о нем есть материалы в отделе древних рукописей.
В отрывке романа «Дарабоз» мы можем прочитать следующее. «Русский посол Угримов был умным человеком, и ему было что сказать казахскому батыру Кабанбаю. Поэтому для переговоров он вызвал Жусипа-ходжу и попросил донести до батыра свои мысли.
– Казахский народ делится на три жуза, – начал он. – Старший жуз проиграл джунгарам. А Младший жуз когда-то под предводительством Абулхаира просил подданство у Российской империи. Что касается Среднего жуза, то в 1740 году Абилмамбет хан, Абылай и около 120 султанов и видных глав родов прибыли в Оренбург и заключили договор о покровительстве Российской империи Среднему жузу. Заключили они и торговый договор. И больше туда не возвращались. В чем смысл этого поступка?
Русский посол казался немного наивным, но тем не менее продемонстрировал хорошие знания истории взаимоотношений двух народов.
– Думаю, об этом вам лучше спросить самого Абилмамбета и Абылая. Им ведь лучше знать, – отвечал Кабанбай. – Я не присутствовал при этом. Мы, батыры, простой народ. Наше дело – воевать. А вот государственные вопросы решают ханы и султаны.
Посол осознал, что Кабанбай батыр не хочет делиться с ним тайнами, поэтому прищурился, погладил ус и продолжил:
– Зря вы так считаете, батыр Кабанбай. Вклад батыров в войне с джунгарами огромен. Вас уважают больше султанов, особенно это касается управления народом. Взять того же Жанибек батыра. Сейчас он стал поданным Российской империи и взял под свое управление некоторые казахские рода. Признаюсь честно, вы авторитетнее любого султана. Так почему же вы не участвуете в двухсторонних переговорах с Российской империей, не заключаете соглашений и не приносите клятв верности? – поинтересовался посол, не выпуская сигару из рук.
– Я за дружбу и мир между двумя нашими народами, – ответил Кабанбай. – Но на первом месте у меня всегда свобода. Я не хочу зависеть от кого-то. Главная задача батыра – служить своему народу, бороться за его свободу и делать все возможное, чтобы народ не скатился в рабство. Батыр должен защищать родину от врага. Я свое предназначение понимаю именно так, – закончил свою речь Кабанбай батыр». Этот диалог дает понимание о сущности великой личности, о его намерениях и истинныхпоступках ради народа.
В нашем музее, названном в честь предка, бережно хранится истории о нем. Мы собираем по крупицам, частички истории. К примеру, в прошлом году я стала участником научно- практической конференции «Дарабоз батыр — Қабанбай», прошедшей в городе Талдыкоргане. На ней доктора исторических наук , профессоры и другие специалисты подробно говорили о жизни героя, легендах сражений. В завершении был организован поминальный обед. Именно там, в дар нашему музею из рук депутата маслихата и общественно деятеля Кусмана Шалабаева, была передана картина памятника Кабанбай батыру, расположенному в Урджаре. Теперь она занимает достойное место и в нашей экспозиции.
Имя великого Кабанбай батыра будет переходить из уст в уста, его подвиги во имя народа также сохранятся в легендах и рукописях, и мы будем продолжать гордиться тем, что у нашего народа был такой герой.
Ж. Кожахметова, заведующая историко-краеведческого музея имени Кабанбай батыра.