Журналисты и блогеры прониклись историческим прошлым Жетысуского края

Журналисты и блогеры отправились в экспедицию «Сакральный Казахстан» по следам предков в Аксуский и Сарканский районы Алматинской области.

 

Познавательный проект реализован в рамках программы «Туған жер», о которой говорится в статье Елбасы «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». В то же время он позволит участникам прикоснуться к культуре и национальной истории.

Первым объектом посещения стал родник «Тамшыбулак», который находится в селе Капал Аксуского района. Он является самым крупным родником села. Сюда стекаются люди со всего Казахстана, разных наций и вероисповеданий. Они с надеждой на выздоровление приезжают испить или искупаться в священных водах.

Идет молва о святости ключа Тамшыбулак, легенды и рассказы с далёких веков гласят, что давным-давно родник был с животворящей водой.

В свое время Шокан Уалиханов написал о прославленной горе. Там говорится о девушке Баян, которая каждую ночь приходила в Капал к святому ключу Тамшыбулак и проливала слезы о горькой своей судьбе, а капли воды в гроте – это и есть слезы девушки. Также считается, что родник Тамшыбулак обладает магической силой, а воду в ней называют слезами земли. Возможно поэтому, если присмотреться, зимой вода не замерзает, а водоросли растут круглый год, сохраняя при этом в переливах снежного сияния зеленые отблески.

Славится Капал не только родником Тамшыбулак, в поселке есть музей великой женщины – поэтессы Сары Тастанбеккызы. Поэтесса Сара творила на рубеже 19-20 веков. Она воспевавала о женском неравенстве и социальных проблемах. В историю казахской литературы вошла своим знаменитым песенным поединком весной 1896 года с акыном Биржан-салом. Этот поединок двух импровизаторов сегодня в учебниках воспринимается как вершина искусства айтыса. Акын Сара умерла в 1916 году, на 38-м году жизни, от туберкулеза.

Во второй половине ХІХ века в Капальском уезде в 1856г было выложено здание из дерева, в котором расположилась поликлиника принадлежавшая уездному врачу генералу И.Сабалевскому. В этом доме в 1864-65 годах прославленный ученый, исследователь, географ Ш.Уалиханов в своем путешествии в Кашгарию, не раз останавливался и лечился в этой поликлинике. Свое известное произведение «Путешествие в Кашгарию» начинал писать именно там. В этом исторически важном здании по решению

главы Капальской районной администрации в 1992 году был создан историко-краеведческий музей имени Акын-Сара.

В музее до сегодняшнего дня хранят как зеницу ока принадлежности Сары Тастанбеккызы – это ее первая домбра, на которой она воспевала свои первые стихи и размышления, платье для выступлений , домашний казан, швейная машина и ножницы.

Состоит он из четырех комнат: детство, семья, творчество, и потомки Акын Сары. В мемориальном музее сохранены более 700 экспонатов.

Затем блогеры, археологи и журналисты почтили память Сары Тастанбеккызы посетив ее мавзолей.

Далее они ознакомились с городищем в селе Сагабуйен. По данным археологов это караван-сарай 10-11 веков.

На вид это обычное поле, но именно тут сельские ребята постоянно находят различные камни с надписями, осколки от старинной посуды.

– Мы сейчас находимся в средневековом городище под названием Сагабуйен. Он состоит из четырех стен, как стандартные города Талхиз, Казтег, Койлык. Мы видим что эти городища находятся возле гор и поэтому можем сказать, что это аван посты средних веков. О городище можно много говорить, но факты будут тогда когда начнутся раскопки. Да снаружи тут находили остатки посуды из керамики и многое другое, но все главное таится под землей. И эта земля еще не раскрыла нам свои тайны,- сказал этнограф, президент международного фонда наследия кочевой цивилизации Батыржан Сейдомар.

Таким образом мы видим, что не все загадки Жетысу разгаданы.

После чего участники экспедиции направились в село Карагаш Аксуского района, где до сегодняшнего дня сохранены остатки от первой школы-медресе. Интересный факт, что уже в те времена жетысусцы славились своей щедротой и добротой. Школа Мамания построена меценатом Маман бий Калкабайулы и его детей Турысбека, Сеитбаттала и Есенкулдара в 1889 году. В начале было только трехклассное образование, затем к 1909 году школа давала восьмиклассное образование. Учащихся обеспечивали бесплатным питанием, одеждой, учебными пособиями и общежитием. Эту школу позднее закончили многие известные общественные деятели, такие как И. Жансугуров, К. Казыбаев, Д. Бекжанов, академик Ж. Сыдыков, Герой Советского Союза Е. Сикымов и многие другие. Существование таких медресе стало показателем высокой образованности населения Жетысу.

Но в 1932 году школу перевозят в село Жансугурова, на сегодняшний день он сохранен как музей. Жители этой местности до сих пор помнят такой широкий поступок Маман бия и в честь него назвали школу в селе Аксу.

На второй день члены экспедиции ознакомились с сакральными местами Сарканского района. Они побывали в буддийском храме, найденного в городище Койлык. Археологические исследования городища начались в 1964 году, когда был заложен ряд шурфов и снят план городища, после этого научные работы не проводились здесь долгие годы. А возобновились они только 1998 году именно тогда был и раскопан объект, идентифицированный

как «буддийский храм», а так же исследована жилая усадьба на цитадели городища. Помимо этого была вскрыта и баня хамам , где стены изготовлены из жженого кирпича, хотя доказывают что такой вид строительства используют в современности, но по раскопкам выясняется, что все это уже применяли много веков назад. Ометим, что также в буддийском храме найдены водопроводы, значит, они уже в то время использовали такие новшества. Также найдены остатки мечети , на место которой сейчас возводят новую.

По словам ученых именно тут люди верили сразу в три религии: христианство, буддизм и ислам.

Будийский Храм состоял из 8 комнат. Здесь находили кувшины, посуду, ювелирные изделия и многое другое. Все эти вещи сохранены в Алматинском музее и в музее Койлык. Главная находка это статуя Будды, именно она говорит о том, что здесь был храм.

Напомним, что в 2013 году Министерство культуры и информации РК включило Городище Койлык в число претендентов на вхождение в список памятников истории и культуры Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Далее блогеры и журналисты своими глазами увидели более 160 экспонатов в школьном музее Койлык. Удивляет, то что они почти все сохранены в первозданном виде. Жители этой местности постоянно находят различные вещи и приносят в музей. Например большой кувшин, где хранили зерно найден в огороде семьи Наушанбаевых.

– Экспедиция очень понравилась. Я считаю что мы должны больше привлекать людей во внутренний туризм. Хотелось бы чтобы каждый гражданин нашей страны побывал в Алматинской области , так как тут не только красивая природа , но и есть места где можно ознакомиться с историей, – говорит блогер Александр Цой.

Организовали экспедицию «Сакральный Казахстан» региональная служба коммуникаций при поддержке внутренней политики Алматинской области.

Не понять тех людей, которые побывали во всех странах мира, но не познали своего родного края. Особенно, если речь идет о Жетысу – золотой колыбели нации.

Мәліметпен бөлісу: