Сегодня антикоррупционная политика в первую очередь направлена на превенцию коррупции, в том числе на построение добропорядочного корпоративного сектора.
В условиях рыночной экономики развитие бизнеса и предпринимательства является важнейшим условием повышения благосостояния граждан, и в этих целях государством проводится планомерная политика по внедрению системы добропорядочности и честности в корпоративном секторе.
Как известно, согласно уже действующему антикоррупционному законодательству Республики Казахстан субъекты квазигосударственного сектора должны определить структурные подразделения, исполняющие функции антикоррупционных Комплаенс-служб, а для частного бизнеса данная норма несет рекомендательный характер.
Основной задачей Комплаенс-служб является обеспечение соблюдения соответствующей организацией и ее работниками законодательства Республики Казахстан о противодействии коррупции.
Кроме того, стоит отметить, что это многофункциональная позиция «защитника – советника» организации. Он анализирует соблюдение правил, выявляет риски, снижает вероятность их влияния на операционную деятельность и финансовое состояние организации, являясь независимым лицом и подчиняясь непосредственно первому руководителю или совету директоров.
Статус его в компании весьма высок, ведь комплаенс-офицер предметно проверяет каждый процесс на соответствие стандартам и иным регулятивным требованиям, учитывает международный контекст, информирует сотрудников о принятых политиках, рассказывает, как вести деятельность, не нарушая принятых правил, а также оповещает об ответственности за нарушения, следит за соблюдением правил организации, постулатов корпоративной культуры и этических норм ведения бизнеса.
Комплаенс-служба находится в центре всех процессов, и её сотрудники взаимодействуют со всеми подразделениями организации. Она предупреждает возникновение «слепых зон», которые находятся за рамками привычного функционала структурных подразделений.
Стоит отметить, что институт Комплаенса является одним из эффективных инструментов превентивных мер по противодействию коррупции.
Как выразился экс-заместителя генпрокурора США Пол МакНалти: «Цена несоблюдения очень велика. Если вы считаете, что Комплаенс обходится дорого, попробуйте несоблюдение».
В этой связи, а также в целях применения передового международного опыта Департаментом Антикоррупциолнной службы Алматинской области с начала текущего года внедрены должности антикоррупционных Комплаенс в более 200 организациях Алматинской области.
Комплаенс институт широко внедрен в международной практике и показал свою значимость и эффективность, ведь недопущение нарушения норм и требовании законодательства обходится намного дешевле компаниям, чем исправлять последствия.
Руководитель Департамента Агентства РК по противодействию коррупции по Алматинской области – Макажанова Е.А.