Этому дому на улице Мусрепова, напротив 1-ой школы, уже 106 лет. Сто шесть лет он служил, и служит до сих пор делу образования и культуры села Кабанбай и Уйгентасского региона… Дом прожил очень интересную, яркую жизнь, полную приключений, трагических явлений и оптимистических событий. После долгих лет этой службы он сам требует нашего участия. А мы просим помощи всех неравнодушных.
Если вглядеться более внимательно, можно увидеть, что старый особняк выделяется из остальных строений своим возрастом. Возведённый на фундаменте из камней, он горделиво выносит свои окна на все стороны света. Стены из сосновых брёвен придавали дому особую основательность, свойственную крестьянским сооружениям, возведённым для людей особенно уважаемых. Оконные проёмы, закрываемые деревянными ставнями с металлическими засовами, с остатками резных узоров говорят о том, что построен он был не для простого крестьянина и строился, вероятно, всем селом. Крытая железом крыша, уже основательно изъеденная ржавчиной, наверняка не раз перекрытая, надёжно укрывала долгое время бревенчатое строение и его владельцев не только от погодного произвола. Впрочем, на всём этом уже лежит печать времени, не пощадившего ветерана.
Моё журналистское любопытство дало и некоторые другие результаты. Анализ исторических документов привел к интересным выводам, коими и хочу поделиться с земляками.
Оказалось, что дом построен в 1911 году для священника местной церкви. Это предположение подтверждается документами епархиального управления. По рассказам старожилов здесь же был сооружен и храм, не доживший до нашего времени. На его месте впоследствии были построены здания школы № 1. Эта связь храма, дома священника и современной школы № 1, причудливо изменив свою форму, сохранилась до сих пор.
Епархиальное управление своим распоряжением определило первым священником Георгия Степанюка, ставшим в то же время учителем церковно-приходской школы. Таким образом, батюшка остался в нашей истории и первым учителем школы № 1. Четыре года отец Георгий вместе с женой, матушкой Евфросиньей Фёдоровной, несли послушание, внедряя в прихожан культуру и образование в нашем селе.
Однако всё изменилось в октябре – ноябре 1917 года. Георгий Фёдорович, в силу своего положения, как духовного отца мирян, состоял в различных общественных органах, контролирующих и направляющих жизнь сельского общества. В лихую годину
помогал расследованию хищений товаров в сельской лавке. По ложному доносу самого завмага был арестован командиром красногвардейского отряда, и без особого промедления расстрелян.
В своей предсмертной записке протоиерею Владимиру Цедринскому опальный священник писал: «… Чувствую, что страдаю за веру, правду и откровенность, а также за любовь к простому народу, который в темноте своей предаёт своих лучших друзей, своих печальников, своих пастырей.
Спасибо всем прихожанам, выразивших сочувствие в испытаниях…. Всем же остальным… да простит им Бог страшный грех предательства…». Такой была «благодарность» за служение народу первому священнику и первому учителю села Андреевки.
Отец Георгий стал первой жертвой произвола новой власти в Лепсинском благочинии. Всего в годы Советской власти в Семиречье погибли десятки священников, ставших жертвами массовых расстрелов.
Справедливости ради хочу заметить, что Православная церковь восстановила честное имя священника, признав его многолетнее служение Богу и гуманным идеалам человечества. Отец Георгий был признан невинно пострадавшим за веру и объявлен священномучеником. Синод Православной церкви прославил имя Георгия в лике святых, по его лику писана икона, которая находится в храме Рождества пресвятой Богородицы. Почему бы и нам, хранителям традиций, чтящим историю своего народа не присвоить Дому статус исторического объекта и сделать самую малость для его сохранения: отремонтировать ветерана?! Тем более, что тогда закончился только первый период его жизни.
С концом Гражданской войны началась целая цепь преобразований самой системы образования и культуры молодого государства рабочих и крестьян. И Дом остался звеном этой системы благодаря церковно – приходской школе, уже окончательно поселившейся в его апартаментах.
В 1918 году по «Положению о единой трудовой школе» отменены богословские дисциплины. Школа стала советской, светской, двухступенчатой. Но просветительский дух первого учителя продолжал витать в классах бывшей ЦПШ. Именно здесь и разместился центр по ликвидации неграмотности. И Дом, в рамках светской школы прошёл все этапы совершенствования образования. Теперь за его партами постигали азы грамоты молодые крестьянские парни и девчата. Все эти годы Дом продолжал жить жизнью села, нуждами крестьян, окормляяих как и прежде, образованием и культурой.
В 1923 году учителя начальной школы создали клуб, который в 1926 году стал избой – читальней. И работала она вполне профессионально, обслуживая читателей шесть дней в неделю. Педагоги и комсомольцы как могли проводили культурно — массовые мероприятия: диспуты, концерты, громкие читки, спектакли, вечеринки и посиделки.
А Дом, помогал расти школе и всему селу. Собственно это и был один из интереснейших периодов его существования. Потому, что в молодом тогда Доме собиралась молодёжь, привнося своим задором живительные нотки в трудную сельскую жизнь наших отцов и дедов.
В 1931 году, рядом с нашим Домом, было построено основное здание школы, не сохранившееся ныне. Но Дом продолжал своё служение. Здесь по-прежнему в разное время находились различные учебно–хозяйственные помещения.
Ещё об одном интересном факте стоит сказать сейчас. В 1932 году в школе появился первый профессиональный директор Пётр Петрович Паращенко. Проработав всю жизнь в этой школе, он вышел из неё со значком «Отличник просвещения Казахской ССР» и фронтовыми наградами. А в 1937году на посту директора его сменил молодой талантливый выпускник Алма — Атинского педагогического института Анатолий Васильевич Лапин. За долгую и плодотворную работу позднее он был награждён орденом Ленина и получил звание «Заслуженный учитель Казахской ССР».
В 1937 году школа стала средней, а ещё через 2 года 13 учеников получили аттестаты. Надо ли напоминать, что они тоже учились в нашем Доме, тем более, что и сам дом священника продолжал оставаться школьным зданием. Действительно – «Свято место пусто не бывает»!
Чёрным вихрем ворвалась война в наши казахстанские степи. Кровью и золотом вписаны в историю имена учеников и учителей – участников битв за Родину. В июле 1942 года все выпускники и учителя – мужчины, во главе с директором ушли на фронт. Оставшиеся в селе воспитанники нашего «Дома – учителя» как могли помогали бойцам Красной Армии…
Газета «Сельская новь» писала в то время: «Учитель Свеженцев принёс свои единственные пимы, мама Мити Сарычева передала через сына мешок сухарей и бубликов, семиклассница Валя Тихих вышила носовые платки, а её соклассник Петя Дьячкин сам смастерил ящик – посылку для подарков». На адрес Дома – школы не раз приходили благодарственные письма от бойцов и командиров Красной Армии. После войны за вклад в Победу и трудовые достижения учеников, дружине было присвоено имя Героя Советского Союза Зои Космодемьянской». В дни Победы Дом краснел флагами от гордости за своих выпускников…
В начале 50-х вновь понадобился педагогический и организационный талант А.В. Лапина. При переходе от семилетнего образования к всеобщему среднему, на базе Андреевской средней сформирована вечерняя школа. И вновь Дом был востребован. Население райцентра стремилось к культуре и образованию.
Первоклассники становились октябрятами, октябрята сменялись пионерами, пионеры – комсомольцами. И для всех в Доме находились занятия по душе, функционировали кружки по интересам.
С ностальгией вспоминают выпускники 60-х продолжение обучения в педагогическом классе. В этом Доме они писали свои работы, стояли у доски в качестве практикантов 300 будущих учителей. С огромной благодарностью вспоминаются ими педагоги – наставники С.С. Смадьяров и Н.К. Лапина.
Огромное событие произошло в 1968 году: сдано в эксплуатацию новое типовое здание школы. Наконец-то появились возможности полностью обеспечить учеников помещениями и оборудованием. Но Дом и тогда не остался в стороне! Он принял на себя группу продлённого дня и кружковые занятия. Здесь же проводились занятия института культуры.
В самые трудные для развивающегося образования годы Дом представил свои покои для молодых педагогов, приехавших работать в селе. Сейчас эти люди уже сами на пенсии, но до сих пор вспоминают начало своей профессиональной деятельности.
В сложные 90-е годы, период становления Республики Казахстан Дом помог обеспечить основные функции школе. Здесь ученики готовили проведение празднично – культурных программ, согревая тем самым социальную атмосферу села.
Директор школы начала 2000-х годов Сергей Григорьевич Кислицин старался в полной мере обеспечить функциями хозяйственное здание. И Дом с достоинством выполнял обязанности буфета, книгохранилища и многие другие. Сколько всего связано этим зданием! Но…
Сегодня старейшее здание нашего села – Его величество Дом обезлюдел… Пустыми глазницами окон с укором глядит он на село, с грустью вспоминая годы своего служения. Здесь жили и работали священномученик Георгий Андреевский, выдающиеся учителя П.П. Паращенко, А.В. Лапин, отличники образования М.Я. Сниткина, П.Ф. Байль, Н.К. Лапина, З.И. Гончарова, С.Г. Кислицин, К.М. Тлеуова, Г.Н. Прохорова и многие другие , не менее уважаемые люди. Дом жил жизнью школы, кормил, поил, обучал её учеников. Дух свободы, твёрдой веры в идеалы человечества до сих пор витает в старом Доме. Теперь он требует к себе внимания, отношения вдумчивого и милосердного. Помогите ему! И он ещё долгое время будет служить верой и правдой. Пора ему стать музеем, или хранителем культурных и духовных ценностей!
Инициативная группа готова принять Ваши предложения и помощь в любой её форме.
А.Болгар, учитель истории Кабанбайской СШ№1.