В народной памяти веками сохранялись предания об общих корнях тюркских народов. Свидетельством того, что на территории Лепсинска издавна, в 6-12 веках, проживали тюрки, является скульптура тюркского воина — гранитный балбал, найденный в 1989 году. Определенная часть того или иного народа в иных исторических ситуациях искала убежища и защиту среди родственного себе другого народа.
Первая крупная волна из Поволжья на Урал, в Сибирь, в Казахстан и в Среднюю Азию началась после трагедии 1552 года. Известные казахские ханы Касымхан и его сын Хакназар включили ногаев в свое ханство. Нередко татары уходили в Казахские земли, не выдержав налогового бремени или избегая солдатской службы. Известно, что жители татарской деревни Нарат-Елга целиком снялись с места и двинулись в наши края во время переписи 1897 года (пошел слух о насильственном крещении). Здесь они приняли русские, казахские фамилии, чтобы ввести в заблуждение представителей царской власти. У нас до сих пор проживают семьи татар, носящих русские и казахские фамилии (Вишняковы, Михалевы, Токпаевы, Кульбаевы, Сарбаевы).
У местного населения татары чаще всего находили доброжелательное отношение, приют и степное гостеприимство. В свою очередь, татары приносили сюда свою культуру оседлой жизни, приверженность к исламу и высокий уровень грамотности: среди них было много переводчиков, купцов, представителей религии и образования. В 18 веке казахи и народы Средней Азии стали применять татарский сабан, считая его лучшим орудием пахоты. Некий татарский купец Ахметов привез казахам Среднего жуза инструменты и посевной материал. Через два года казахи с благодарностью писали купцу, что теперь они избавлены от голода. Хан Жангир в 1841 году открыл в своей ставке русско-татарскую школу, при мечетях открывались мектебы и медресе, в аулах и городах работали торговые точки. К примеру, Абай Кунанбаев учился вначале у аульного татарского муллы, затем продолжил свое образование в Семипалатинском татарском медресе «Ахмеда-Ризы». Впоследствии, в своей книге «Слова назидания» Абай (Второе Слово) призывал наши народы жить в дружбе, учиться друг у друга.
Около 170 лет назад образовался Чубар-Агачский пикет – будущий Лепсинск, и резко увеличилось проникновение татарских предпринимателей, земледельцев на территорию Семиречья, которые оставили заметный вклад в формирование местной культуры. Известны такие фамилии, как купец Шамсутдинов Шарафей (Кызыл – Шарафей), который имел магазин и кожевенный завод, Милушев Шарип из Тамбовской губернии, принесший с собой богатый опыт выращивания картофеля. И таких примеров немало.
Большой след в истории Лепсинска оставили учителя из Казани Гали и Маймуна Латыповы. Они работали в татарской школе в 1907-1925 годы, их сын Масгут Латыпов стал народным композитором Татарстана. Татары были среди строителей городской мечети: Хазрет султан Исмагиль-улы, Курмаевы. Среди основателей общественной библиотеки города Лепсинска: Усмановы, Рафиковы, Сибагатуллины, Галеевы…
Продолжили дело своих предков и не теряют связи с Лепсинском Вафин Ильмират – председатель татаро-башкирского центра Алматы, Ибрагимов Хайрулла – председатель областного этнокультурного объединения; Рафикова Зифа Маликовна, Давлетьяров Рашид, Хайбулина Сафия – из Алматы, Фаварисовы – из России, Рафиков Марат из Талдыкоргана и многие другие.
Современный Лепсинск переживает третье возрождение. И мы, представители татарского этнокультурного объединения, говорим: «Пусть царят в наших семьях, в наших селах и городах счастье, мир и согласие, благополучие! Пусть процветает наш Казахстан, ставший Родиной для многих народов!».
М.Хайбулин,
учитель истории, руководитель татарского этнокультурного объединения.