Раритеты под «ногами»

Археологически тюркский период  лучше всего изучен по погребальным сооружениям. В степях Семиречья, Центрального и Восточного Казахстана в это время получают  распространение два вида памятников. Первый представлен каменными курганами, под насыпями которых покоились останки тюркского воина с боевым конем.  Этот вид памятника тесным образом связан  с местными традициями ритуала и оставлен собственно казахским населением. Один из подобных  курганов расположен в районе татарских могилок в селе Лепсинск/: диаметр  около 50 м.

История края не ограничивается лишь созданием и расцветом Лепсинска, она насчитывает целые тысячелетия. Так, в верховьях реки Кипили в урочище Уйгентас найдены наскальные рисунки, которые человек выбил задолго до нашей эры.

Свидетельствами древней истории коренного народа являются сакские курганы во-круг села (они были разграблены еще несколько веков назад).  Вторым видом погребальных памятников являются каменные изваяния – бал балы, или как их называют в народе «каменные бабы», в орхонской письменности  «балбык». Они  имеют важное историко-познавательное значение, ведь их  до сих пор еще полностью не изучили. Поэтому пока считается, что  слово «балбал» в тюркских надписях означает «каменная скульптура». Они часто встречаются  в Центральном Казахстане и Жетысу. Их обычно вытесывали из специально подобранных камней, которым придавалась особая форма: близкая к человеческой фигуре. Выполненные в не-высоком рельефе, контурном резном рисунке или объемной скульптуре и вкопанные в землю, они и теперь оживляют степи Казахстана, Южной Сибири и Монголии.

«Балбалы» устанавливались на месте захоронения знатных людей и военачальников. Автор письменного памятника «Культегин» Йолыгтегин об установлении скульптуры Бильгекагану писал: «Отцу кагану я возвел балбык». Из этого видно, что каменные изваяния в Казахстане появились гораздо раньше, чем во многих европейских странах. Богат и разнообразен  мир каменных образов.

В 1989 году у горы Кок-Тюбе был найден подобный балбал (обатас). Дабы подробно изучить его историю, сохранить бесценные страницы прошлого Мухарам Минтаевич  совместно с  ученицей Аитовой Фаридой пишут краеведческий проект, где исследуют  курганный камень.

Оказывается каменный памятник, обнаруженный  в селе Лепсинск, относится к периоду VI- VIII веков нашей эры. Обычно  подобные вырубались к годовщине со времени смерти человека. Насыпался курган возле которого проводили поминальный ас. Скульптура олицетворяла присутствие покойного на тризне. На поминках пили хмельной кумыс, для этого изображалась чаша, оружие — признак воина победителя, возможно, в левой руке он держит торсыксосуд для кумыса.

Среди  изваяний наиболее распространены фигуры мужчин-воинов в кафтанах с треугольными отворотами и узкими рукавами. В правой руке воин держит чашу, левая  опирается на кинжал или  саблю, висящую на узком поясе. Также  нередки изображения женщин в головных уборах или с прическами в виде кос, с ожерельями, гривнами на шее и серьгами в ушах. Встречаются фигуры людей, держащих сосуды в обеих руках или птицу в правой руке. Имеются изображения женщин с подчеркнутыми особенностями. Некоторые каменные изваяния изображают одно лицо, чаще голову человека.

В  Центральном Казахстане и Семиречье скульптуры воинов всегда расположены  с восточной стороны небольших каменных оградок или насыпей, выполняющих роль алтаря и место кремации покойника. Внутри оградок археологи находили слой золы и пережженных костей. К востоку от каменного изваяния часто отходит цепочка вкопанных невысоких каменных столбиков. Их нет лишь у скульптур, изображавших женщин.

По словам  Мухарама Минтаевича  в 1999 и 2005 гг. в рамках международных экспедиций в  нашей области профессор Карл Байпаков, директор института археологии НАН РК был на раскопках древнего городища Койлык.  А затем  2007-2012 гг. профессор Абдеш Тулебаев руководил раскопками в Лепсинске.   Вот как они определяют историю каменных изваяний. «Скульптуры относятся к эпохе тюрков примерно во второй половине  VI века и просуществовали в видоизменениях до XI-XII веков. Культ каменных изваяний исчез с распространением новой религии  — ислама.

Уже много лет в науке ведется спор о смысле и назначении каменных скульптур. Многие отдают предпочтение гипотезе, согласно которой  изваяния — это портреты, которые являются персонифицированными надгробными памятниками, а число маленьких бал балов в цепочке соответствует количеству врагов, убитых в сражениях этим воином».

Казахстанский поэт Олжас Сулейменов также интересовался каменными скульптурами в своем произведении «Определение берега»:

Курган насыпали на кургане
Установили одинокий камень:
Лицо и торс
Сошлись двумя кругами,
… В посудине ее-
И яд, и мед.
Стоит она не возглашая тоста,
Ничтожный летописец не поймет
Ударов молота каменотеса.

Хочется отметить, что подобные памятники культуры должны иметь  надежную опеку со стороны государства и общества. Поэтому  многие жители села высказываются в поддержку создания  Лепсинского историко — краеведческого музея. Ведь в школьном музее, для  которого приспособили одно из помещений, имеется 1000 раз-личных экспонатов.  А у жителей села есть огромный запас артефактов,  кроме тех, что  бережно хранит историк Хайбулин.

В.Иванова.

Мәліметпен бөлісу: