Археологически тюркский период лучше всего изучен по погребальным сооружениям. В степях Семиречья, Центрального и Восточного Казахстана в это время получают распространение два вида памятников. Первый представлен каменными курганами, под насыпями которых покоились останки тюркского воина с боевым конем. Этот вид памятника тесным образом связан с местными традициями ритуала и оставлен собственно казахским населением. Один из подобных курганов расположен в районе татарских могилок в селе Лепсинск/: диаметр около 50 м.
История края не ограничивается лишь созданием и расцветом Лепсинска, она насчитывает целые тысячелетия. Так, в верховьях реки Кипили в урочище Уйгентас найдены наскальные рисунки, которые человек выбил задолго до нашей эры.
Свидетельствами древней истории коренного народа являются сакские курганы во-круг села (они были разграблены еще несколько веков назад). Вторым видом погребальных памятников являются каменные изваяния – бал балы, или как их называют в народе «каменные бабы», в орхонской письменности «балбык». Они имеют важное историко-познавательное значение, ведь их до сих пор еще полностью не изучили. Поэтому пока считается, что слово «балбал» в тюркских надписях означает «каменная скульптура». Они часто встречаются в Центральном Казахстане и Жетысу. Их обычно вытесывали из специально подобранных камней, которым придавалась особая форма: близкая к человеческой фигуре. Выполненные в не-высоком рельефе, контурном резном рисунке или объемной скульптуре и вкопанные в землю, они и теперь оживляют степи Казахстана, Южной Сибири и Монголии.
«Балбалы» устанавливались на месте захоронения знатных людей и военачальников. Автор письменного памятника «Культегин» Йолыгтегин об установлении скульптуры Бильгекагану писал: «Отцу кагану я возвел балбык». Из этого видно, что каменные изваяния в Казахстане появились гораздо раньше, чем во многих европейских странах. Богат и разнообразен мир каменных образов.
В 1989 году у горы Кок-Тюбе был найден подобный балбал (обатас). Дабы подробно изучить его историю, сохранить бесценные страницы прошлого Мухарам Минтаевич совместно с ученицей Аитовой Фаридой пишут краеведческий проект, где исследуют курганный камень.
Оказывается каменный памятник, обнаруженный в селе Лепсинск, относится к периоду VI- VIII веков нашей эры. Обычно подобные вырубались к годовщине со времени смерти человека. Насыпался курган возле которого проводили поминальный ас. Скульптура олицетворяла присутствие покойного на тризне. На поминках пили хмельной кумыс, для этого изображалась чаша, оружие — признак воина победителя, возможно, в левой руке он держит торсыксосуд для кумыса.
Среди изваяний наиболее распространены фигуры мужчин-воинов в кафтанах с треугольными отворотами и узкими рукавами. В правой руке воин держит чашу, левая опирается на кинжал или саблю, висящую на узком поясе. Также нередки изображения женщин в головных уборах или с прическами в виде кос, с ожерельями, гривнами на шее и серьгами в ушах. Встречаются фигуры людей, держащих сосуды в обеих руках или птицу в правой руке. Имеются изображения женщин с подчеркнутыми особенностями. Некоторые каменные изваяния изображают одно лицо, чаще голову человека.
В Центральном Казахстане и Семиречье скульптуры воинов всегда расположены с восточной стороны небольших каменных оградок или насыпей, выполняющих роль алтаря и место кремации покойника. Внутри оградок археологи находили слой золы и пережженных костей. К востоку от каменного изваяния часто отходит цепочка вкопанных невысоких каменных столбиков. Их нет лишь у скульптур, изображавших женщин.
По словам Мухарама Минтаевича в 1999 и 2005 гг. в рамках международных экспедиций в нашей области профессор Карл Байпаков, директор института археологии НАН РК был на раскопках древнего городища Койлык. А затем 2007-2012 гг. профессор Абдеш Тулебаев руководил раскопками в Лепсинске. Вот как они определяют историю каменных изваяний. «Скульптуры относятся к эпохе тюрков примерно во второй половине VI века и просуществовали в видоизменениях до XI-XII веков. Культ каменных изваяний исчез с распространением новой религии — ислама.
Уже много лет в науке ведется спор о смысле и назначении каменных скульптур. Многие отдают предпочтение гипотезе, согласно которой изваяния — это портреты, которые являются персонифицированными надгробными памятниками, а число маленьких бал балов в цепочке соответствует количеству врагов, убитых в сражениях этим воином».
Казахстанский поэт Олжас Сулейменов также интересовался каменными скульптурами в своем произведении «Определение берега»:
Курган насыпали на кургане
Установили одинокий камень:
Лицо и торс
Сошлись двумя кругами,
… В посудине ее-
И яд, и мед.
Стоит она не возглашая тоста,
Ничтожный летописец не поймет
Ударов молота каменотеса.
Хочется отметить, что подобные памятники культуры должны иметь надежную опеку со стороны государства и общества. Поэтому многие жители села высказываются в поддержку создания Лепсинского историко — краеведческого музея. Ведь в школьном музее, для которого приспособили одно из помещений, имеется 1000 раз-личных экспонатов. А у жителей села есть огромный запас артефактов, кроме тех, что бережно хранит историк Хайбулин.
В.Иванова.